Логотип АНО "ПравоРоботов"

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О регулировании децентрализованного виртуального имущества"

ПРИМЕЧАНИЕ. Данный законопроект подготовлен профильными специалистами и экспертами, и 29.11.2017 был направлен АНО "ПравоРоботов" на рассмотрение в профильный Комитет Государственной Думы РФ по финансовому рынку на имя председателя Комитета Аксакова А.Г. (вх. №1351 от 30.11.2017).
Текст законопроекта актуален по состоянию на 30.11.2017 года, и приведен в ознакомительных целях.


Структура проекта Федерального закона:
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Статья 2. Цель настоящего Федерального закона
Статья 3. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о регулировании отношений в области децентрализованного виртуального имущества
Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

РАЗДЕЛ II. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБОРОТА ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ВИРТУАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Статья 5. Принципы оборота децентрализованного виртуального имущества
Статья 6. Условия оборота децентрализованного виртуального имущества

РАЗДЕЛ III. УЧАСТНИКИ ОБОРОТА ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ВИРТУАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Статья 7. Участники оборота децентрализованного виртуального имущества
Статья 8. Пользователи
Статья 9. Майнеры
Статья 10. Эмитенты токенов
Статья 11. Криптобиржи

РАЗДЕЛ IV. УМНЫЕ КОНТРАКТЫ
Статья 12. Виды умных контрактов
Статья 13. Соотношения договоров и умных контрактов

РАЗДЕЛ V. ТОКЕНЫ
Статья 14. Виды токенов
Статья 15. Простые токены
Статья 16. Токены с правом совещательного голоса в ДАО
Статья 17. Деривативы на токены
Статья 18. Первичное публичное размещение токенов (Ico (Initial Coin Offering))

РАЗДЕЛ VI. КРИПТОВАЛЮТНЫЕ БИРЖИ
Статья 19. Правовой статус и организационно-правовая форма криптовалютной биржи
Статья 20. Государственная криптовалютная биржа
Статья 21. Крипторубль

РАЗДЕЛ VII. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ДАО)
Статья 22. Правовой статус и структура ДАО

РАЗДЕЛ VIII. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Статья 31. Налогообложение при обороте децентрализованного виртуального имущества

РАЗДЕЛ IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о регулировании отношений в области оборота децентрализованного виртуального имущества

РАЗДЕЛ X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 26. Переходные положения


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области оборота децентрализованного виртуального имущества (криптовалют и токенов).
2. Настоящий Федеральный закон распространяет действие на все сделки, заключенные по праву Российской Федерации, предметом которых является децентрализованное виртуальное имущество.
3. Регулирование электронного оборота децентрализованного виртуального имущества осуществляется в целях придания правового статуса в рамках российской юрисдикции сделкам, предметом которых выступает децентрализованное виртуальное имущество (криптовалюты и токены).
4. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение участников оборота децентрализованного виртуального имущества, правовой статус децентрализованного виртуального имущества (криптовалют и токенов), регулирует деятельность майнеров, определяет статус и правовые основы функционирования криптовалютных бирж, правовой статус и механизм первичного публичного размещения токенов (ICO (initial coin offering)), децентрализованных автономных организаций (ДАО).

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона
1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты участников рынка децентрализованного виртуального имущества (криптовалют и токенов), прав и свобод человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также правовое регулирование сделок с децентрализованным виртуальным имуществом, создание оптимальной правовой инфраструктуры рынка децентрализованного виртуального имущества.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о регулировании отношений в области децентрализованного виртуального имущества
1. Законодательство Российской Федерации о регулировании отношений в области децентрализованного виртуального имущества и токенов основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона и других Федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона.
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о регулировании отношений в области децентрализованного виртуального имущества, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона.
3. На основании и во исполнение федеральных законов федеральные органы государственной органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся оборота децентрализованного виртуального имущества. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права участников оборота виртуальных валют (криптовалют), устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности или возлагающие на них не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе
Децентрализованное виртуальное имущество - создаваемое и учитываемое посредством применения компьютерных технологий, блокчейн или иной компьютерной технологии имущество в цифровой форме, которое может быть использовано неопределенным кругом лиц для заключения сделок менового характера. Децентрализованное виртуальное имущество может быть обменено на товары, работы или услуги, а также иные объекты гражданских прав, может выступать предметом обмена на валюту РФ или иностранных государств. Децентрализованное виртуальное имущество не является законным средством платежа. Передача децентрализованного виртуального имущества для целей его обмена рассматривается как надлежащее исполнение обязательства.
Блокчейн (блокчейн-сеть) - информационная система, обеспечивающая хранение данных с защитой их от фальсификации и потери, а также передачу и преобразование данных внутри системы с сохранением их достоверности; защита данных достигается (1) записью их в цепочку криптографически связанных блоков, (2) децентрализованным хранением копий цепочек на узлах одноранговой сети и (3) синхронизацией цепочек с помощью алгоритма консенсуса; сохранение достоверности данных при операциях с ними внутри сети обеспечивается хранением алгоритмов передачи и преобразования данных (контрактов) в блокчейне; блокчейном называется также и сама цепочка блоков.
Приватный блокчейн - блокчейн сеть, все узлы которой централизованно контролируются субъектом права (физическим лицом, юридическим лицом, органами государственной власти или местного самоуправления).
Публичный блокчейн - блокчейн сеть, все узлы которой централизованно не контролируются каким-либо субъектом права (физическим лицом, юридическим лицом, органами государственной власти или местного самоуправления), а все решения принимаются консенсусом участников сети.
Блок - группа записей, объединенных в специальную структуру после проверки их формата и подписей; блок содержит хеш предыдущего блока, чем достигается криптографическая защита цепи; блок добавляется к блокчейну при достижении консенсуса с другими валидирующими узлами сети.
Консенсус - соглашение между валидирующими узлами сети о возможности присоединения текущего блока к блокчейну или алгоритм этого соглашения.
Запись (в блокчейн технологии) - единичная операция передачи данных в блокчейне, цифровая запись об этой операции.
Майнинг - деятельность по созданию децентрализованного виртуального имущества (криптовалюты) и (или) токенов блокчейн-сети, заключающаяся в создании специальных групп майнеров с мощным специализированным оборудованием для расчета хешей. Майнинг является основной процедурой одного из алгоритмов консенсуса блокчейн-сетей, называемого "подтверждение работой" (Proof-of-Work), которая заключается в поиске узлом сети значения хеша.
Токен – создаваемое и учитываемое посредством применения компьютерных технологий, блокчейн или иной компьютерной технологии имущество в цифровой форме, которое оформляет права требования к эмитенту токена, чья стоимость создается за счет возможности получения в будущем сервисов эмитента.
Токен представляет собой право требования, которое возникает на основании соглашения между пользователем (покупателем токена) и эмитентом токена. Токен (в блокчейн-технологии) удостоверяет некоторый объем прав, который фиксируется в виде идентифицируемых (связанных с IP адресом или электронным аккаунтом) числовых записей в блокчейне.
Токен может быть использован в качестве подарочного или скидочного сертификата, который удостоверяет право покупателя токена на получение в будущем товаров, работ или услуг эмитента токена в размере номинальной величины токена.
Подарочный или скидочный сертификат является договором, предметом которого является обязанность продавца принять сертификат в качестве оплаты за товары, работы или услуги по номинальной стоимости сертификата и право покупателя воспользоваться сертификатом в период его действия, указанный в договоре.
Первичное публичное размещение токенов (ICO (Initial Coin Offering)) - форма привлечения денежных средств в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, которая заключается в продаже покупателям фиксированного количества новых единиц-токенов, полученных в результате выпуска их эмитентом токенов.
Децентрализованные Автономные Организации (ДАО) - специализированная децентрализованная организация, существующая в цифровой (виртуальной) форме, которая создана с целью управления децентрализованным виртуальным имущством (криптовалютами) и токенами. ДАО имеет свою внутреннюю структуру управления, которая закрепляется в электронном Уставе. Голосование в ДАО проходит по правилам, прописанным в Уставе ДАО.
Умный контракт – программное обеспечение, автоматически выполняющее операции с данными блокчейна или иной компьютерной технологии. Умные контракты могут быть использованы в качестве способа исполнения обязательств по сделке.


РАЗДЕЛ II. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБОРОТА ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ВИРТУАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Статья 5. Принципы оборота децентрализованного виртуального имущества (криптовалют и токенов)
1. Оборот децентрализованного виртуального имущества (криптовалют и токенов) должен осуществляться на законной и справедливой основе при учете принципа добросовестности.
2. Оборот децентрализованного виртуального имущества не может осуществляться для финансирования терроризма и легализации денежных средств, полученных преступным путем.
3. Участие в обороте децентрализованного виртуального имущества физических лиц должно осуществляться с информированного согласия о подтверждении пользователем информированности об ответственности и рисках, связанных с использованием децентрализованного виртуального имущества, подписанного пользователем на веб-сайтах, предоставляющих услуги по продаже децентрализованного виртуального имущества (криптовалют и (или) токенов) или сопутствующих товаров и оборудования, в случае обращения за оказанием услуг в сфере оборота децентрализованного виртуального имущества.
Информированное согласие должно содержать предупреждение о том, что недобросовестные участники рынка могут использовать децентрализованное виртуальное имущество для уклонения от уплаты налогов, а также для финансирования терроризма и (или) легализации денежных средств, полученных преступным путем и недопустимости такого использования. Пользователи должны быть осведомлены о рисках, связанных с высокой волатильностью и возможным падением стоимости децентрализованного виртуального имущества, и информируются о том, что для децентрализованного виртуального имущества не существует материального (финансового) обеспечения, нет юридически ответственного субъекта, веб-сайт не несет ответственность за стоимость децентрализованного виртуального имущества и не принимает на себя обязательства по компенсации стоимости децентрализованного виртуального имущества потенциальным покупателям, децентрализованное виртуальное имущество не имеет материальной (физической) формы и не является законным средством платежа.
2. Оборот децентрализованного виртуального имущества (криптовалют и токенов) должен ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей.

Статья 6. Условия оборота децентрализованного виртуального имущества
1. Оборот децентрализованного виртуального имущества (криптовалют и токенов) должен осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Оборот децентрализованного виртуального имущества и обработка персональных данных допускается при следующих условиях:
- Оборот децентрализованного виртуального имущества не может осуществляться для финансирования терроризма и легализации денежных средств, полученных преступным путем.
- Оборот децентрализованного виртуального имущества осуществляется с информированного согласия пользователя.
- Веб-сайты, предоставляющие услуги по продаже децентрализованного виртуального имущества (криптовалют и токенов) или сопутствующих товаров и оборудования, в случае обращения за оказанием услуг в сфере оборота децентрализованного виртуального имущества, обеспечивают техническую возможность подписания информированного согласия пользователя.


РАЗДЕЛ III. УЧАСТНИКИ ОБОРОТА ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ВИРТУАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Статья 7. Участники оборота децентрализованного виртуального имущества
1. Участниками оборота децентрализованного виртуального имущества являются:
- Пользователи децентрализованного виртуального имущества;
- Майнеры;
- Эмитенты токенов;
- Криптовалютные биржи.
2.Права и обязанности участников оборота децентрализованного виртуального имущества определяются настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Пользователи
1. Пользователями децентрализованного виртуального имущества (криптовалют и (или) токенов) являются физические и юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, которые вступают в оборот децентрализованного виртуального имущества посредством установки специального программного обеспечения для работы с децентрализованным виртуальным имуществом, в форме электронного кошелька (криптокошелька), с целью накопления, хранения и использования указанного цифрового имущества на специальном электронном счете.
2. Пользователи вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться децентрализованным виртуальным имуществом любым не запрещенным законом способом.

Статья 9. Майнеры
1. Майнерами являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые участвуют в процессе создания единиц децентрализованного виртуального имущества (криптовалют и (или) токенов).
2. Майнеры обязаны осуществлять свою деятельность при соблюдении требований, установленных настоящим федеральным законом.
За свою деятельность майнеры вправе получать вознаграждение в единицах децентрализованного виртуального имущества (криптовалюте и (или) токенах).
3. Майнеры вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться полученными ими в качестве вознаграждения единицами децентрализованного виртуального имущества (криптовалютой и (или) токенами) любым не запрещенным настоящим законом способом.
4. Манеры обязаны платить установленные законами налоги и сборы при осуществлении своей деятельности.

Статья 10. Эмитенты токенов
1. Эмитентами токенов вправе выступать индивидуальные предприниматели и юридических лица. Целью эмитента токенов является привлечение финансовых средств (ICO) для реализации проекта, кампании или иного мероприятия.
2. Информация о проекте, кампании или ином мероприятии должна быть заранее известна пользователям посредством информированного согласия.
3. Эмитенты токенов обязаны осуществлять свою деятельность при соблюдении требований, установленных настоящим федеральным законом.

Статья 11. Криптовалютные биржи
1. Криптовалютной биржей является коммерческое юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранного государства, с целью выполнения функции электронной площадки для обмена децентрализованного виртуального имущества на валюту Российской Федерации или валюту иностранного государства.
2. Деятельность криптовалютных бирж регулируется настоящим федеральным законом, а также принятыми по данному вопросу иными федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативно правовыми актами федеральных органов власти.


РАЗДЕЛ IV. УМНЫЕ КОНТРАКТЫ
Статья 12. Виды умных контрактов
1. Умный контракт является программным обеспечением, которое запрограммировано таким образом, что результат будет точно соответствовать исходных данным контракта. Стороны вправе прописать в умный контракт свои права и обязанности, которые на уровне программного обеспечения будут точно реализованы по алгоритму, прописанному в контракте.
2. Виды умных контрактов:
- Умный контракт на создание токена в обмен на перечисление на контракт определенного количества единиц децентрализованного виртуального имущества.
- Умный контракт, перечисляющий токены в обмен на определенные действия владельца счета.
- Умный контракт на получение токенов в кредит.

Статья 13. Соотношение договоров и умных контрактов
1. Умные контракты могут оформлять переход прав на децентрализованное виртуальное имущество (криптовалюты и (или) токены), закреплять права и обязанности сторон и иные условия договора.
2. Реальное исполнение умных контрактов за пределами виртуального пространства обеспечивается законодательством Российской Федерации, принудительной силой государства. Стороны в случае разногласий, касательно исполнения умного контракта, вправе обратиться в суд или иным образом защищать права с соответствии с законодательством Российской Федерации.


РАЗДЕЛ V. ТОКЕНЫ
Статья 14. Виды токенов
1. Токен является создаваемым и учитываемым посредством применения компьютерных технологий блокчейн или иной компьютерной технологии имуществом в цифровой форме, которое оформляет права требования к эмитенту токена, чья стоимость создается за счет возможности получения в будущем сервисов эмитента.
2. Виды токенов:
- простые токены;
- токены, дающие, право совещательного голоса в ДАО;
- деривативы на токены.
3. Токен может быть использован в качестве подарочного или скидочного сертификата, который удостоверяет право покупателя токена на получение в будущем товаров, работ или услуг эмитента токена в размере номинальной величины токена.

Статья 15. Простые токены
1. Токены, не наделяющие правом совещательного голоса пользователя, признаются простыми токенами.
2. Простые токены могут быть использованы с целью получения товаров, работ или услуг эмитента токенов. Приобретатели простых токенов не имеют корпоративных прав в отношении эмитента токенов.

Статья 16. Токены с правом совещательного голоса в ДАО
1. Токены, наделяющие правом совещательного голоса пользователя в ДАО, признаются токенами с правом совещательного голоса.
2. Если иное не предусмотрено уставом ДАО, одна единица токена равна одному совещательному голосу. Токены с правом совещательного голоса позволяют влиять на принятие решений ДАО.
3. Токены с правом совещательного голоса могут быть использованы с целью получения товаров, работ или услуг эмитента токенов.

Статья 17. Деривативы на токены
Деривативы могут быть использованы для оформления отношений при использовании токенов. Использование деривативов на токены осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Первичное публичное размещение токенов (ICO (Initial Coin Offering))
1. Первичное публичное размещение токенов (ICO (Initial Coin Offering)) является одной из форм привлечения денежных средств в валюте Российской Федерации или иностранного государства, которое заключается в продаже покупателям фиксированного количества новых единиц токенов, полученных в результате выпуска их эмитентом токенов.
2. Первичное публичное размещений токенов осуществляется при соблюдении правил, указанных в Разделе II "Принципы и условия оборота децентрализованного виртуального имущества" настоящего федерального закона.
3. Эмитентом токенов может быть только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Физические лица не вправе эмитировать и размещать токены.
4. Эмитент токенов обязан раскрывать информацию о своей деятельности на всех этапах размещения токенов. Информация раскрывается посредством опубликования на официальном сайте в сети интернет, а также по первому требованию пользователей, органов государственной власти и местного самоуправления.
5. Этапы эмиссии токенов:
- Решение о первичном публичном размещении токенов. Данное решение должно быть опубликовано на сайте эмитента по форме, установленной Правительством Российской Федерации;
- Составление и утверждение решения о выпуске токенов. Данный документ носит название "White paper" или "белая бумага" и содержит в себе подробную информацию о проекте, правах и обязанностях держателей токенов и эмитента, целях проекта, объемах привлечения средств. Настоящий документ имеет юридическую силу и невыполнение условий, прописанных в "белой бумаге" влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации;
- Государственная регистрация выпуска токенов;
- Выпуск токенов и их продажа покупателям (размещение);
- Государственная регистрация отчета о выпуске токенов и их размещении.
6. Всю ответственность по обязательствам проекта несут бенефициары проекта, а именно учредители юридического лица или индивидуальный предприниматель, которые на всех этапах или на любом из этапов руководили проектом и первичным публичным размещением, имели возможность влиять на принятие решений, а также владельцы криптовалютного кошелька, на который поступали денежные средства от первичного публичного размещения токенов.


РАЗДЕЛ VI. КРИПТОВАЛЮТНЫЕ БИРЖИ
Статья 19. Правовой статус и организационно-правовая форма криптовалютной биржи
1. Криптовалютные биржи могут быть созданы в форме коммерческого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранного государства.
2. Уполномоченный орган государственной власти ведет публичный реестр криптовалютных бирж. Порядок включения в указанный реестр уведомительный. Криптовалютная биржа после регистрации в качестве юридического лица обязана предоставить в уполномоченный орган сведения о своей деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Криптовалютная биржа обязана соблюдать требования настоящего Федерального закона и действующего законодательства Российской Федерации, раскрывать информацию о своей деятельности на официальном сайте в сети интернет и регулярно публиковать на сайте отчеты о деятельности за текущий период.
4. Криптовалютные биржи обязаны перечислять налоги и сборы посредством умных контрактов в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
5. Учредители криптовалютной биржи, а также ее фактические владельцы и бенефициары, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за своевременность и полноту перечисления налогов и сборов в бюджет, а также за несоблюдение законодательства.

Статья 20. Государственная криптовалютная биржа
1. Органы государственной власти вправе создать государственную криптовалютную биржу.
2. Функционирование государственной криптовалютной биржи осуществляется при соблюдении требований настоящего Федерального закона.
3. Основной криптовалютой на государственной криптовалютной бирже является крипторубль. Все иные криптовалюты обращаются на государственной криптовалютной бирже в паре с крипторублем. Вывод вирутального имущества на криптовалютный кошелек с государственной криптовалютной биржи возможен только в крипторублях.
4. Ответственность по обязательствам государственной криптовалютной биржи несет Российская Федерация.

Статья 21. Крипторубль
1. Крипторубль является децентральзованным виртуальным имуществом (криптовалютой), созданным Российской Федерацией.
Крипторубль может быть обменен на валюту Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Крипторубль является единственной криптовалютой, которую можно свободно обменять на валюту Российской Федерации. Обмен производится посредством специального программного обеспечения с получением пользователем средств в валюте Российской Федерации на банковскую карту или иным не запрещенным законом способом.


РАЗДЕЛ VII. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ДАО)
Статья 22. Правовой статус ДАО
1. Децентрализованная Автономная Организация (ДАО) является специализированной децентрализованной организацией, существующей в цифровой (виртуальной) форме, которая создана с целью управления децентрализованным виртуальным имуществом (криптовалютами и (или) токенами).
2. ДАО имеет свою внутреннюю структуру управления, которая закрепляется в электронном Уставе. Голосование в ДАО проходит по правилам, прописанным в Уставе ДАО. Решения, принимаемые ДАО обязательны к исполнению участниками ДАО.
3. Участниками ДАО являются его учредители, прописанные в Уставе ДАО, а также все владельцы токенов ДАО.
4. Целями деятельности ДАО может быть управление расходованием и использованием децентрализованным виртуальным имуществом (токенами и (или) криптовалютами) для функционирования проекта, кампании или иного мероприятия под управлением ДАО. ДАО вправе выпускать свои токены с правом совещательного голоса при принятии решений.
5. Государственная регистрация ДАО не требуется. ДАО может быть создана как физическим, так и юридическим лицом. В обязанности ДАО входит обязательное опубликование сведений, указанных в настоящем законе.
6. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации ДАО осуществляет уполномоченный орган государственной власти.


РАЗДЕЛ VIII. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Статья 23. Налогообложение при обороте децентрализованного виртуального имущества
1. Исчисление и уплата налогов и сборов при обороте децентрализованного виртуального имущества (криптовалют и токенов) производятся в порядке, определенном Налоговым кодексом Российской Федерации. Основания возникновения, изменения и прекращения, порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов для участников оборота децентрализованного виртуального имущества регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. При обмене децентрализованного виртуального имущества (криптовалют и (или) токенов) на валюту Российской Федерации или иностранную валюту уплачиваются соответственно НДФЛ или налог на прибыль организации или иной налог в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. Взимание налога осуществляется посредством применения умных контрактов, которые автоматически перечисляют сумму уплаты налога в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.


РАЗДЕЛ IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о регулировании отношений в области оборота децентрализованного виртуального имущества
Участники оборота децентрализованного виртуального имущества, нарушившие положения законодательства Российской Федерации о регулировании отношений в области оборота децентрализованного виртуального имущества, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 26. Переходные положения