Логотип АНО "ПравоРоботов"

Подборка статей АНО "ПравоРоботов" про роботизацию рабочих мест. Часть 1

Когда роботы и ИИ заберут вашу работу

Употребление терминологии «Искусственный интеллект» в последнее время стало уже чем-то обыденным, модным и совершенно привычным. Также нельзя не отметить, что данная терминология применяется для описания практически любого рода функций, которые хотя бы косвенно могут быть отнесены к развитию ИИ. Так, например, машинное обучение не является современным и новым подходом, и к тому же может найти применение не только при разработке ИИ, однако в последнее время данные термины употребляются для описания почти идентичных между собой вещей. Но с другой стороны, это также нельзя считать и неправильным, потому что «машинное обучение» является частью целого – а именно базисом разработки ИИ, как минимум при условии нынешнего развития технологий.

Таким образом, мы подходим к главной проблематике современной науки и правовой мысли – а именно отсутствие четкой и понятной терминологии, что же все-таки является искусственным интеллектом. С одной стороны, интеллект, в привычном понимании данного слова, означает способность мыслить и принимать решения. Кто-то может назвать это волей. Тем не менее, если в память машины заложить тысячу программ, связанных с одним действием, и машина сама выберет из всего обилия возможных действий одно устраивающее ее – является ли такой направленный «мыслительный процесс» наличием у ИИ воли в принятии решения? С одной стороны, выбор хоть и большой, но был ограничен удобными для спрашивающего результатами. С другой стороны, машина была вольна самостоятельно выбрать один из предложенных вариантов.

Как было озвучено в рамках Петербургского международного экономического форума ПМЭФ-2019, широкое применение ИИ в настоящее наблюдается в банковской сфере, а именно, как было озвучено представителями ряда других ключевых российских банков, при проведении скоринга благонадежности юридических и физических лиц, с целью одобрения или отказа в выдачи кредита. Преимущество применения такого подхода к изучению заемщика названа скорость – ели люди могли обрабатывать документы несколько недель, то специально обученная программа делает это за пару часов.

Как можно догадаться из приведенного выше примера, в настоящее время уже происходит дискриминация людей со стороны искусственного интеллекта. При этом, уже неоднократно опытным путем было доказано, что если пустить обучение ИИ на самотек, то рано или поздно он может приобрести такие взгляды, которые являются попросту непозволительными, особенно при выполнении функции принятия решений. И пока не понятно, как и кто будет сдерживать ИИ и кто будет направлять его обучение в нужное русло? Кто защитит человека?

Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент, все вопросы относительно наличия такой технологии как искусственный интеллект, риски его применения, сама суть принятия им решений и ряд иных смежных вопросов, скорее являются больше этическими и философскими, чем техническими.

Робот заберет вашу работу. Как этому можно помешать?

Вопрос автоматизации рабочих мест в последнее время, благодаря развитию новых технологий, стоит крайне остро. В странах Западной Европы активно ведется работа по внедрению роботизированной автоматизации процессов (RPA) – глобальной программы, которая включает в себя программное обеспечение для распознавания голоса, автоматическую онлайн помощь и автоматизированные склады. Без сомнения, ее внедрение существенно повысит эффективность, точность и скорость операций для компаний ее использующих. Однако не без основательно на этом фоне выглядят статистические исследования, согласно с которыми с учетом роста технологического развития, более половины населения Европы боятся быть заменёнными машинами и программами.

Очевидно, что такая трансформация процессов крайне востребована бизнесом за счет ее эффективности, но также очевидно, что ее следует проводить поэтапно, постепенно внедряя отдельные компоненты автоматизации и последующим наращиванием использования ИИ в компаниях. Сотрудники должны постепенно привыкнуть к новым технологиям и адаптироваться по мере внедрения ИИ.

На примере Южной Кореи, можно заглянуть и спрогнозировать будущее, в котором при должном уровне финансирования сферы робототехники и искусственного интеллекта образуются новые отрасли экономики, которые в свою очередь обеспечивают новые рабочие места. Так, инвестиции в корейский рынок ИИ и робототехники спровоцировали рост экономики в целом, благодаря так называемому «принципу домино». Сейчас Южная Корея является мировым лидером по плотности роботизации и всем своим существованием отрицает миф о разрушительном действии новых технологий по отношению к традиционным и консервативным отраслям, показав совокупный эффект от такой модернизации ростом прибыли более чем в 3 раза.

Таким образом, скорее следует говорить, что автоматизация скорее предполагает трансформацию профессий и рабочих мест, но разумеется не без их сокращения. Настало время, когда руководители организаций должны понять, что невозможно замедлить темпы технологического прогресса, и отвергая новые технологии они не смогут остаться на плаву, но они могут инвестировать в навыки своих сотрудников для повышения устойчивости организации в целом. Адаптация к быстрым изменениям требует интеллектуального и стратегического мышления от лидеров бизнеса.

Исследования Forrester прогнозируют, что в течение следующих 10 лет будет создано 14 миллионов новых рабочих мест, в высокотехнологичной сфере. В прошлом году Amazon запустил облачную службу, которая позволяет различным компаниям создавать прогностические модели своего бизнеса с использованием БигДата и ИИ. Это даёт значительную возможность для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей использовать ранее не доступное им БигДата для построения статистического анализа, прогнозирования и расширения масштабов своего бизнеса. Так что развитие технологий определенно несет пользу бизнесу.

Если говорить о прогнозах внедрения базового безусловного дохода, то, скорее всего данный вопрос не будет актуален до полной автоматизации труда человека. Со стороны Минобрнауки РФ необходимо будет проводить постоянный мониторинг тех профессий, которые могут быть автоматизированы, для того, чтобы правильно структурировать образовательную программу.
Эти процессы неизбежны, и с этой мыслью надо просто свыкнуться.

Кадры для Цифровой экономики: без реформы не обойтись

Для повышения качества образования, а также в связи с тем что новые реалии и направленность на цифровизацию требуют также обновление и управленческого аппарата, Министерство образования было разделено на 2, и теперь в правительстве РФ работает сразу 2 министра связанных с образованием — министр Министерства просвещения и министр Министерства науки и высшего образования.

Соответствующая реформа в образовании давно назрела, особенно учитывая что сейчас мы имеем определенно отсутствующую и отсталую от действительных потребностей в кадрах программу образования. Причем под "отсутствием" в данном случае следует понимать не столько адаптацию госпрограммы под меняющиеся реалии и новые вызовы экономики, в частности Цифровой экономики и Цифровой трансформации различных бизнес процессов. Представляется, что реальные мотивы куда более банальные: в ряде регионов учителя вынужденно ставят акценты в своей работе на оформлении, т.е. на формальном соответствии требованиям и регламентам надзорных органов, вместо того чтобы концентрироваться на содержании программы, на формате ее подачи и на смысловой нагрузке передаваемых ученикам знаний.

Одной из ключевых проблематик нынешнего подхода в образовании несомненно является не актуальное содержание учебников и учебных пособий, которые мало того что устарели и не отвечают потребностям Цифровой экономики и технологическому развитию страны, так еще и не предусматривают никакого задела на будущее. К слову, закостенелая система образования в ее нынешнем виде просто не способна быть гибкой и меняться исходя из новых вызовов которые стоят перед страной, и получается что о модернизации учебников, об их своеобразном «тюнинге», в принципе говорить не приходится.

Зарплата учителей, а если точнее, низкая зарплата учителей, еще один сдерживающий фактор, который в то же время не оказывает негативного влияния на систему образования, т.к. учителя всегда относились к своему ремеслу не с точки зрения заработка, а чувствуя свою ответственность за образование целых поколений. Тем не менее, не высокие зарплаты учителей (пусть и не повсеместно) это тот репутационный фактор, который новообразованные Министерства должны будут решить в приоритетном порядке.

Ну и в целом, если мы говорим о необходимости модернизации системы образования, то нельзя не отметить бессмысленно увеличенную нагрузку на учащихся, рассчитанную по методикам 20 века, при том что мы живем уже в 21 веке (причем уже почти как лет 20). И это определенно слабое место практически любой системы образования любой страны, т.к. ни одна система образования за счет своей архаичности попросту не может предугадать потребности новых вызовов, а сейчас это Цифровая экономика, о которой пару лет назад даже никто и не помышлял, в связи с чем система образования всегда будет находится в догоняющем состоянии.

Таким образом, ключевая задача профильных министерств - это необходимость сделать систему образования более эффективной, ведь никакая экономика не может обойтись без специализированных, в том числе и узконаправленных, специалистов, которые получат необходимый задел на будущее, для того чтобы всегда оставаться востребованными на столь бурно меняющемся рынке труда
Обратиться за услугой в АНО "ПравоРоботов"
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности