25 января 2018 года Минфин РФ опубликовал законопроект «О регулировании цифровых активов» (последний на данный момент законопроект Минфина по данной тематике). В данном законопроекте отмечается, что «Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации». В целом, данный документ выглядит достаточно дискуссионным, и его отдельные положения еще будут обсуждаться и вполне возможно претерпят изменения и дополнения. Таким образом, обсуждать его сейчас нет смысла, и куда более интересно изучить каким образом Минфин пришел к таким выводам, которые были отражены в законопроекте от 25.01.2018г., и который сейчас остается на рассмотрении экспертами как наиболее вероятный к принятию документы.
Минфин ранее уже совершал несколько попыток сформировать правое регулирование криптовалют, что было выражено в 2-х проектах, которые так и не получили статус законопроектов — проекта № 00/03-17205/08-14/21-14-4 от 01.08.2014 г. и № 02/04/03-16/00046853 от 10.03.2016 г., которыми предлагались любопытные подходы к государственному регулированию вопроса, по которым можно отследить как на протяжении 3 лет видоизменялся подход Минфина к вопросу регулирования криптовалют.
Начиная с 01.08.2014 г. Минфин России приступил к разработке Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обосновывая это тем, что виртуальная валюта не имеет статуса законного средства платежа ни в одной юрисдикции, не является долговым обязательством эмитента, не обеспечена реальной стоимостью, на нее не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, приостановить совершаемые с ней операции невозможно. Цена на нее определяется исключительно спекулятивными действиями, что влечет за собой высокий риск потери стоимости вложенных средств. В этой связи использование «денежных суррогатов» в качестве средства платежа и накопления может повлечь нарушение прав вовлеченных в их оборот добросовестных лиц, поскольку держатели «денежных суррогатов» ввиду их анонимности и виртуальности лишены возможности защиты своих интересов в судебном и (или) административном порядке.
Также, заслуживает внимания общая характеристика соответствующих общественных отношений в области криптовалют, которую давали в тот момент аналитики Минфина. Это неподконтрольность криптовалют национальным органам власти, в следствии чего это привлекает к «виртуальным валютам» теневой сектор экономики. Благодаря анонимности владельцев так называемые «денежные суррогаты» получили популярность при покупке нелегальных товаров, легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Несложно заметить, что с 2014 года в концепции криптовалют ничего из вышеперечисленного практически не изменилось. Тем интересен подход Минфина того времени: предлагается внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части установления запрета в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10 июля 202 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на выпуск денежных суррогатов, в том числе в электронном виде, а также на уточнение действующей редакции указанной статьи, распространив установленный в ней запрет не только на выпуск денежных суррогатов, но и на осуществление операций с денежными суррогатами, включая их использование в качестве средства платежа, а также в целях обмена на рубли или иностранную валюту; введение административной и (или) уголовной ответственности за выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с их использованием; ограничение доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с их использованием, а также на установление административной ответственности.
Далее суть предлагаемых Минфином поправок по проекту 2014 года:
1. Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) статью 15.16.1 «Оборот денежных суррогатов»: Изготовление (выпуск), приобретение или сбыт денежных суррогатов юридическим лицом, — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трёх до пяти миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
2. Изложить ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в следующей редакции: Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и изготовление (выпуск) объектов имущественных прав, в том числе в электронном виде, используемых в качестве средства платежа и (или) обмена на денежные средства и непосредственно не предусмотренных федеральным законом (далее — денежные суррогаты), а равно осуществление операций с использованием денежных суррогатов запрещаются.
3. Дополнить статью 10 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» частью 7 следующего содержания: Запрещается распространение информации, непосредственно обеспечивающей использование денежных суррогатов в качестве средства платежа и (или) обмена на денежные средства.
Таким образом, кратко резюмируя первую попытку Минфина загнать криптовалюты в правовое поле, можно отметить, что, во-первых, была попытку внедрить в законодательство термин «денежные суррогаты», чего явно не хватает современному законодательству, учитывая, что на него все периодически ссылаются. Во-вторых, было желание закрепить в законе что эмитировать криптовалюты на территории России запрещено, что в свою очередь означает отказ от регистрации юридических лиц для проведения собственного ICO. В-третьих, запрещалось распространять информацию о криптовалютах, что несомненно расширило бы для Роскомнадзора список сайтов подлежащих блокировкам. Но данная концепция так и не была реализована.
Вторая попытка была предпринята Минфином 10.03.2016 г., путем подготовки проекта законопроекта «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Как будет видно далее, вторая попытка была куда более радикальной и планировала решить вопрос с криптовалютами путем уже не ограничительных мер, а запретительных и санкционных.
Обоснование необходимости именно такого подхода к регулированию криптовалют послужило мнение, что использование денежных суррогатов сопряжено с высоким уровнем рисков, прежде всего в связи с их необеспеченностью активами, отсутствием единого регулирования выпуска и юридически обязанного по ним субъекта. Возможность анонимности и неподконтрольность национальным органам власти привлекает к денежным суррогатам теневой экономический оборот. Благодаря анонимности владельцев кошельков, так называемые денежные суррогаты, получили популярность при покупке нелегальных товаров, легализации (отмывания) доходов, добытых преступным путем. Использование денежных суррогатов в качестве средства платежа и накопления может повлечь нарушение прав вовлеченных в их оборот добросовестных лиц, поскольку держатели «денежных суррогатов» ввиду их анонимности и виртуальности лишены возможности защиты своих интересов в судебном и (или) административном порядке. Кроме того, в результате конкурентного вытеснения законных валют денежными суррогатами государство утратит суверенное право (монополию) на денежную эмиссию и лишится сеньоража (дохода от этой деятельности).
Как отмечали аналитики Минфина, в законодательстве Российской Федерации установлен запрет на выпуск денежных суррогатов на территории Российской Федерации, вместе с тем ответственность за несоблюдение указанного запрета не установлена. Кроме того, в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение понятия «денежные суррогаты». И для того чтобы разрешить данную ситуацию раз и навсегда, Минфин предложил установить уголовную ответственность за изготовление (выпуск), приобретение в целях сбыта и сбыт денежных суррогатов, так как их оборот осуществляется как гражданами, так и юридическими лицами, как считалось, ввиду отсутствия соответствующей ответственности за нарушение указанного запрета. Таким образом с помощью запретительных мер планировалось полностью пресечь оборот криптовалют.
Далее, предлагаю детально рассмотреть каким образом Минфин предлагал регулировать рынок криптовалют по проекту 2016 года, а именно планировалось дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 187.1 «Оборот денежных суррогатов»:
1. Изготовление (выпуск), приобретение в целях сбыта, а равно сбыт денежных суррогатов, — наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трёх лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. Те же деяния, совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок до шести лет либо штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет.
3. Те же деяния, совершенные лицом, осуществляющим управленческие функции в финансовой организации (кредитная организация, страховая организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговая организация, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация, общество взаимного страхования, акционерный инвестиционный фонд), — наказываются лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо штрафом в размере от одного миллиона до двух с половиной миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет.
Можно отметить, что оба рассмотренных проекта законопроектов Минфина о регулировании рынка криптовалют подразумевали достаточно жесткое регулирование их эмиссии и обращения, а также ряд санкций за несоблюдение таких ограничений. Но при этом, законопроект 2018 года показывает хоть и не полное регулирование всех аспектов связанных с криптовалютами, но в то же время носит характер не запретительных, а регулирующих отрасль мер. Но как мы знаем, все новое — это хорошо забытое старое, и есть ощущение, что как только органы государственной власти примут законопроект регулирующий отрасль, следующими на очереди как раз и могут стать нормы носящие регулятивный характер, и, что важно, нормы, устанавливающие конкретные меры наказания.
Так что будем наблюдать за развитием ситуации, но уже сейчас можно сделать определенные выводы о том как ситуация вокруг криптовалют может развиваться в дальнейшем.