Логотип АНО "ПравоРоботов"

Подборка статей АНО "ПравоРоботов" про беспилотные автомобили. Часть 1

На дорогах будущего для людей не останется места

Вопрос появления подключенных устройств, генерирующих огромный массив полезной информации и обменивающихся ею с другими устройствами в режиме реального времени, будет означать полноценную трансформацию нашего постиндустриального общества к тем принципам и идеалам, которые мы сейчас называем Индустрия 4.0.

Исследователи Кембриджского университета провели эксперимент с масштабными роботизированными моделями коммерчески доступных автомобилей. Беспилотники запустили по многополосной трассе и наблюдали за изменением потока движения при остановке одной из машин. В ходе эксперимента удалось доказать, что в случае движения по дороге только беспилотных автомобилей, это может улучшить пропускную способность дорог не менее чем на 35%. Так, если беспилотник не координировал свои действия на дороге с другими беспилотниками (о замедлении или увеличении скорости движения, остановках, перестройке, поворотах и т. п.), автомобили, двигавшиеся за ним, были вынуждены менять свой темп движения (останавливаться или замедляться для перестраивания в соседнюю полосу), за остановившимся автомобилем быстро образовывалась пробка и общий поток движения также замедлялся. Результаты эксперимента были представлены 19.05.2019 на Международной конференции по робототехнике и автоматизации (International Conference on Robot-ics and Automation, ICRA) в Монреале.

Рассматриваемое исследование Кембриджского университета по объединению беспилотного транспорта в одну «живую» сеть подтверждает теорию о том, что осмысленное движение действует намного эффективнее хаотичного. И такой своеобразный умный рой беспилотников, по аналогии с миром насекомых, будет выполнять свои задачи эффективнее не только чем автомобили с людьми-водителями, которым необходимо периодически останавливаться и отдыхать от достаточно монотонной работы, но и эффективнее чем беспилотные автомобили, но не соединенные в одну экосистему и не имеющие возможности прямого обмена данными.

Разумеется, что для того, чтобы технология проявила свои преимущества, одних испытаний в тепличных условиях недостаточно, и помимо вопроса взаимодействия беспилотников между собой, что само по себе является пока дискуссионным вопросом, будет появляться и множество побочных задач, без решения которых применение данной технологии будет осложнено. В частности, первая задача, которую надо будет решить, как верно было отмечено в исследованиях Кембриджского университета, будет вопрос применения единого стандарта обмена информацией и координации действий беспилотников. Второй вопрос – создание умной инфраструктуры, в том числе и умных дорог, которые будут способствовать обмену информации и выступать гарантом безопасности применения беспилотников, работая в формате дублирующих систем. Ну и в-третьих, вопрос строительства не только умной инфраструктуры, но и отдельных дорог, на которые доступ не беспилотных автомобилей будет запрещен.

Тем не менее, все вышеописанные задачи являются абсолютно разрешимыми. Единственной проблемной точкой данной технологии, над решением которой еще предстоит серьезно поработать, является необходимость чтобы вещь всегда была подключенной, то есть находилась в сети, т.к. при потере сигнала часть данных может быть утеряна и не передана корректно, что в свою очередь разрушит всю схему применения такого умного роя. Технология передачи данных по протоколам 5G возможно решила бы данный вопрос, но вопрос ее применение все еще остается открытым, т.к. впервые за всю историю развития телекоммуникации у новой и несомненно полезной технологии появилось такое количество противников. Но в то же время, работа над созданием устойчивого сигнала повсеместно, где будет применяться такая умная технология контроля беспилотного транспорта будет всего лишь очередной задачей, которую предстоит решить на пути к созданию «мира будущего»

Как беспилотники и IoT формируют новый рынок сбыта

Беспилотные автомобили – это наше ближайшее будущее, если не сказать настоящее. За последний год компании производящие беспилотные автомобили одна за другой презентуют свои разработки, и что самое интересное, это как правило не самые крупные автомобильные компании либо it компании, и эта статистика пока ведется без участия основных автомобильных мэйджоров, которые свои разработки пока держат в секрете. И это наверное основополагающий фактор, свидетельствующий о том что отрасли автомобилестроения претерпевает гигантские изменения, т.к. уже не автомобильные гиганты будут ответственны за беспилотные автомобили, а небольшие технологичные компании, которые пусть и не способны делать сами автомобили, но без их ПО и технологий такие авто никогда не станут беспилотными.

Следовательно можно ожидать что наиболее бурно растущими в ближайшие несколько лет смежными отраслями будут производство автомобильных датчиком, лидаров и иного оборудования, разработка соответствующего программного обеспечения, разработка «умной инфраструктуры» являющейся частью интернета вещей (IoT), и разумеется – информационная безопасность.

Как ожидает исследовательская фирма Yole Développement, продажи роботизированных транспортных средств в ближайшие годы будут стремительно расти. Так, если в 2017 г. по всему миру их было продано несколько сотен, то в обозримом будущем их годовое производство может достигнуть 3,1 млн. шт. В 2032 г. суммарное число произведенных роботизированных транспортных средств превысит 10,5 млн. шт. Таким образом, за 15 лет (2017-2032 гг.) объем рынка увеличится в 2500 раз, а среднегодовой темп роста отгрузок в сложных процентах (CAGR) за указанный период составит 58%. При этом основные типы датчиков для таких транспортных средств станут самостоятельными отраслями.

Прогноз Yole Dévelopement структуры рынка датчиков для роботизированных транспортных средств на период до 2032 года:
— Лидары 1,6 млрд.$ к 2022 году и 31,5 млрд.$ к 2032 году
— Камеры 500 млн.$ к 2022 году и 21 млрд.$ к 2032 году
— Радары 44 млн.$ к 2022 году и 1,7 млрд.$ к 2032 году
— GNSS 100 млн.$ к 2022 году и 2,1 млрд.$ к 2032 году
— IMU 900 млн.$ к 2022 году и 21 млрд.$ к 2032 году

К слову, в рамках IoT следует говорить не только о автомобильных устройствах, но и о придорожной инфраструктуре, которая напрямую может и не быть связанной с автомобилем, Это к примеру и умные знаки дорожного движения, и дорожная разметка, которая будет дублировать системы автомобиля, и функция удаленного отключения автомобиля, который таким образом превратиться в умный гаджет, и, самое интересное, автоматизация выявления правонарушений. На этом вопросе хотелось бы задержаться чуть дольше: без сомнения, после того как автомобиль будет напичкан данными системами, он из простого средства передвижения превратиться в источник получения информации, больших данных, которые могут и будут отличать различным критериям.

К примеру, кроме получения информации о наиболее часто совершаемых поездках и о наиболее часто посещаемых мест, что и так очевидно, такие умные автомобили будут способны также контролировать и оповещать надзорные органы по вопросам нарушения ПДД, т.к. камеры и лидары все это фиксируют в реальном времени, и в данном вопросе можно говорить не только о внешнем нарушении, к примеру обгон посторонней машины беспилотного автомобиля с нарушением ПДД, но и контроль владельцев таких автомобилей, которые могут отключить беспилотный режим и скажем превысить скорость.

В целом же, не смотря на то, что автомобильная отрасль казалось бы уже начала себя изживать, такие глобальные ее переустройства вдохнут новую жизнь не только в автоконцерны, которые уже даже и в дизайне друг с другом не соревнуются, но и даст возможность реализовать себя и выйти на рынок небольшим компаниям, обладающим хорошей технической базой и передовыми разработками, а это в свою очередь повысит конкуренцию и несомненно положительно отразиться на покупателе, который получит больше вариантов для выбора и следовательно лучшие предложения по цене.

К слову, вопрос о конкуренции обозначен не спроста, т.к. автомобиль как «гаджет» будет подразумевать под собой некую кастомность, т.е. каждый человек по своему усмотрению сможет улучшить свое авто теми или иными девайсами и ПО, самостоятельно выбирая что ему по вкусу. А такая конкуренция вследствие увеличит покупательскую способность, что даст тот необходимый толчок всей экономике. Так что можно сказать, что отрасль автомобилестроения прямо сейчас, на наших глазах переживает свое новое рождение, и без каких либо сомнений можно утверждать что именно беспилотные автомобили станут тем массовым и доступным проводником для всего человечества в новую эру, которая уже рядом исследователей и экспертов обозначена как индустрия 4.0.
И что самое поразительное, до такого будущего осталось совсем немного

Импортозамещение по-русски: роботы в сельском хозяйстве

В рамках доклада о выполнении Госпрограммы развития сельского хозяйства, был отмечен стабильный рост российского сельского хозяйства по каждому направлению начиная от животноводства и производства молочной продукции и вплоть до экспорта продукции сельхозназначения. По имеющимся прогнозам, данная положительная динамика сохранится вплоть до ее завершения. Представляется, что указанная положительная динамика во многом обусловлена увеличением государственной поддержки сельского хозяйства, в том числе и санкционной политикой.

Таким образом государство, обеспечив должную поддержку, а также положительного для отрасли стечения обстоятельств в виде добровольно-принудительного импортозамещения, сделало сельское хозяйство очень привлекательным видом бизнеса в том числе и для новых инвесторов, ранее в данной отрасли не замеченных. А как известно, чем больше внимания приковано к сфере бизнеса, чем больше доходности он способен генерировать, тем он становится более открыт инновациям для снижения имеющихся затрат и тем самым увеличению прибыли.

Однако сельское хозяйство, несмотря на всю свою привлекательность с точки зрения доходности, временами может быть крайне убыточным бизнесом. Причем как из-за форс мажорных факторов, например плохой погоды, так и из-за человеческого фактора, связанного с недостаточной мотивацией или банальным отсутствием квалифицированного персонала. Именно поэтому автономные агроботы в сельском хозяйстве крайне перспективная технология, которая справится сразу с несколькими задачами: это и инновация, и модернизация, и оптимизация, и переход на качественно иной уровень средств производства.

С точки зрения реализации, в их применении в реальных условиях также не будет проблем — в отличие от автоботов, эксплуатируемых на дорогах общего пользования и несущих теоретическую угрозу жизни и здоровью окружающих людей, так как автоботы постоянно находятся на дорогах общего пользования и соответственно постоянно имеют дело с различными проявлениями человеческого фактора (опасное вождение, пешеходные переходы, велосипедисты и т.п.). Агроботы эксплуатируются исключительно на территориях, доступ на которые извне ограничен, и единственному, кому они могут нанести вред — это забредшее не туда мелкое животное, которое агробот может не заметить, к тому же которое окажется не сильно расторопным, чтобы уйти с траектории движения агробота, ну и в добавок крайне невезучим. Т.е. агроботы безопасны (на сколько это возможно) в своей зоне применения.

Таким образом, единственный барьер, который может встать на пути их повсеместного внедрения и эксплуатации — это их высокая стоимость. Однако и данный вопрос может быть изящно решен созданием единого государственного оператора автоботов, который будет их закупать и либо сдавать их в аренду фермерам, либо за плату оказывать услуги фермерам по работе агроботов на их участках.
А учитывая, что техника роботизирована, и территория обслуживания закрыта и ограничена для проникновения извне, агроботы смогут работать круглые сутки, тем самым имея возможность обрабатывать более чем в 2 раза большую территорию за то же самое время. При этом агроботы смогут обеспечить одинаково ровное качество своей работы, что будет выгодно фермерским хозяйствам.

Такое сотрудничество будет крайне выгодно не только фермерам, но и государству, т.к. благодаря такому бизнес-плану, исчезнет необходимость субсидировать сельское хозяйство и выдавать кредиты и безвозмездные субсидии на приобретение техники каждому отдельному фермерскому хозяйству, учитывая что в соответствии с имеющейся статистикой, Минсельхозом России была просубсидирована покупка более 7000 тысяч единиц сельхозтехники на общую сумму более 22 млрд рублей. К тому же стоит еще подсчитать субсидии производителям, на которые например только на 2017 год было выделено 14 млрд рублей.

Так что потенциал данной технологии огромен, а учитывая повсеместную трансформацию бизнеса в рамках программы Цифровой экономики, агроботы, как технология возможная к реализации в ближайшие год-два, могут стать одним из самых успешных кейсов по модернизации экономики, и около 80% всех эксплуатируемых в России беспилотников, так или иначе, будут заняты в аграрном секторе
Обратиться за услугой в АНО "ПравоРоботов"
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности